О процедуре медиацииПрофессиональная подготовка и обучение медиаторовМедиация в регионах Российской ФедерацииМедиация в судебной системе Российской федерацииО Ресурсном центре медиации

О Ресурсном Центре медиации

О Медиации

Подготовка медиаторов

Направления медиации

Медиация в судебной системе РФ

Медиация в регионах России

Медиация в странах постсоветсткого пространства

Типовое положение о школьной службе примирения

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № ___


 
1. Общие положения

1.1.  Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3.  Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба прими-рения.

1.5.  Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, Протокола № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21.09.2011, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1.  Целями службы примирения являются:
 
2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

2.1.3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.2.  Задачами службы примирения являются:
 
2.2.1.  проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

2.2.2.  обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1.  Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
 
3.1.1.  Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации;

3.1.2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении;

3.1.3.  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.10.  При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.11. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба прими-рения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.12. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

5.13. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.14. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).

5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

5.16. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

5.17. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

5.18. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.

6. Организация деятельности службы примирения

6.1.  Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществ-ляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).

6.5.  Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.

6.6. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обраще-ния педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.7. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

6.8. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.10.  В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.

7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

Авторы Типового положения: Коновалов А. Ю. Максудов Р. Р.


Приложения к «Положению о службе примирения»


1. Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации
Авторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов




ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.
2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последст-вия успешного проведения программы;
3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или кри-минальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
• достижение и удержание контакта со сторонами;
• создание условий для конструктивного выражения эмоций;
• создание безопасной атмосферы во время работы;
• создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, прин-ципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполне-на одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмо-сфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :
• кто он и его роль в деле;
• роль и функции организации, которую он представляет;
• его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добро-вольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участ-вовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информа-цию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исклю-чение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точ-ки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
• помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
• внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
• в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
• обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.
• Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти вы-ходы могут привести;
• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
• варианты заглаживания вреда;
• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
• если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершенно-летних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направлен-ного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
•  предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуж-дать на встрече (сформировать повестку дня);
• проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного со-глашения;
• если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстанови-тельного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то спе-циалистов;
• если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении пра-вил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перене-сти продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помога-ло конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече
и фиксация решений сторон.
Задачи:
1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
• что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
• что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
• какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
• чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
• фиксировать решения и четкий план их реализации;
• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза. Рефлексия встречи
• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговорен-ное?
• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. провести рефлексию результатов медиации;
2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и крими-нальных ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
• как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?
• что важного для себя вы поняли в результате встречи?
• рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
• бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к ме-диаторам?


2.  Форма мониторинга деятельности службы примирения
Разработано: Карнозова Л.М., Коновалов А.Ю., Хананашвили Н.Л.


Образова-тельное учреждение Количество медиаторов Коли-чество посту-пив-ших случа-ев Количество завершённых программ Количество случа-ев, рассмотренных с участием спе-циалистов из тер-риториальных служб примирения (ТСП) Общее количе-ство участни-ков программ
взрослых подро-стков  Медиация Школьная конфе-ренция Круги сообщества Всего  взрослых подростков
         

3. Извлечение из «Стандартов восстановительной медиации» 2009 года
Стандарты восстановительной медиации разработаны и приняты Всероссийской Ас-социацией восстановительной медиации.
Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановитель-ного подхода.
При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительно-го правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.

Понятие восстановительной медиации
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью бес-пристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освобо-диться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Основные принципы восстановительной медиации
- добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

- информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

- нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

- конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.
Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

- ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

- заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

- самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса ме-диации.

Процесс и результат медиации
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, ко-торый дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивно-сти к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.
Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Деятельность служб примирения
Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения.
Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается.
Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный (службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальный характер.
Медиаторы, руководители и кураторы служб должны пройти специальную подготовку.
Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школь-ную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.
Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям.
Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.

Особенности деятельности служб примирения в рамках органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних .
Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреж-дений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.
Территориальная служба примирения должна разработать положение, утвержденное администрацией учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав учреждения, должностные инструкции реализующих восстановительные программы специалистов и другие документы.
Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).
Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами. По согласованию с КДНиЗП служба может осущест-влять мониторинг реализации программ медиации на территории муниципального образования.
В территориальной (муниципальной) службе примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) сотрудники данного учреждения;
б) взрослые (студенты, сотрудники общественной организации и т.д.) по согласованию с администрацией учреждения. При территориальной (муниципальной) службе примирения могут быть созданы детские волонтерские объединения по типу школьных служб примирения.
Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:
1. Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП, судов, школ, по обращению граждан.
2. Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.
3. Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.
4. Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.
Методисты территориальной службы примирения должны иметь подготовку в качестве медиатора и тренера, опыт проведения программ. Методист может осуществлять методическое сопровождение медиаторов различных служб примирения на территории муниципального образования, проводить обучение медиаторов, в том числе учащихся образовательных учреждений, супервизию, консультирование, давать экспертную оценку.
Программа примирения в территориальной (муниципальной) службе примирения может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним(и) и взрослым(и), между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но сама медиация проходит только добровольно. Если участниками программы являются несовершеннолетние, то медиатору рекомендуется получить разрешение родителей на участие их детей в восстановительной программе или пригласить родителей участвовать в программе.
Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены при обсуждении семьи или ребенка в судебном заседании или на административном заседании КДНиЗП, вынесении решения о дальнейшей судьбе участников программы.

Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.
Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрос-лого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.
По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.

5. Положение о территориальной службе примирения (ресурсном центре примирения) 

Автор - Коновалов А.Ю.

1. Общие положения
Ресурсный центр примирения (далее «РЦП») создается на базе ГБОУ ЦПМСС ________ (далее «Центр»). Ресурсный центр примирения является территориальной служ-бой примирения. Он осуществляет работу с конфликтными и криминальными ситуациями несовершеннолетних, а также методическое сопровождение Школьных служб примире-ния. В РЦП входят сотрудники, прошедшие обучение восстановительной медиации (и другим восстановительным практикам).
РЦП осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, Устава Центра, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, ФГОС, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важней-ших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 го-ды».

2. Цели и задачи Ресурсного Центра примирения
Деятельность РЦП направлена на содействие профилактике правонарушений и соци-альной реабилитации участников конфликтных и противоправных ситуаций с использо-ванием восстановительных технологий.

Целью деятельности РЦП является распространение восстановительных практик в образовательные учреждения округа, а также проведение восстановительных программ с участниками правонарушений и конфликтующими сторонами.

Задачами деятельности Центра являются:
• содействие в организации и методическое сопровождение Школьных служб примирения (далее ШСП);
• обучение восстановительным практикам педагогов, администрации и специалистов образовательных учреждений, а также учащихся и их родителей;
• проведение восстановительных программ (восстановительная медиация, Круги сообщества, школьные и семейные конференции и т.д.) с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими, их родителями, а также с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями) за границами компетенции школьных служб примирения или при отсутствии таковых в ОУ;
• информационное обеспечение работы по восстановительным программам на тер-ритории;
• отработка модели межведомственного взаимодействия учреждений системы про-филактики правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;
• мониторинг проведения восстановительных программ (в том числе в образователь-ных учреждениях на своей территории);
• обучение навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров образовательных учреждений на территории;
• взаимодействие с Ассоциацией кураторов служб примирения и медиаторов г. Мо-сквы (посещение мероприятий ассоциации, изучение материалов новых разработок в об-ласти ВП, доклады и обсуждения работы службы, прохождение супервизий и т.п.).


3. Принципы восстановительных программ, используемых районной служ-бой примирения.

3.1 В своей работе РЦП опирается на Стандарты восстановительной медиации, приня-тые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

3.2. Понятие восстановительной медиации
Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспри-страстной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причинен-ного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность осво-бодиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

3.3. Основные принципы восстановительной медиации

- добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее на-чала, так и в ходе самой медиации.
- информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути ме-диации, ее процессе и возможных последствиях.
- нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может прини-мать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в под-держке одной из сторон.
- конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обес-печивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ста-вит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.
Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиато-ров и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть из-менены.
- ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение прин-ципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглажи-вании вреда, причиненного жертве.
- самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

4. Порядок формирования Ресурсного центра примирения
4.1. Ресурсный центр примирения создается на базе ____________________________ на основании приказа Директора ГБОУ ЦПМСС ______________________________________
4.2. РЦП действует на основании данного положения и Стандартов восстановитель-ной медиации;
4.3 Сотрудники РЦП проходят подготовку в качестве ведущих восстановительных программ (медиаторов) и сами проводят восстановительные программы по конфликтным и криминальным ситуациям.


5. Порядок работы Ресурсного Центра примирения
5.1. РЦП может получать информацию о трудностях во взаимоотношениях, слу-чаях конфликтного или противоправного характера из образовательных учреждений (да-лее ОУ), управления внутренних дел по делам несовершеннолетних (далее УВД ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП), суда, других учреждений профилактики, также по личному обращению граждан.
5.2. РЦП принимает решение о возможности или невозможности примиритель-ной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, согласовывая в случае необходимости с КДНиЗП, межведомственным консилиумом специалистов. Конфлик-тующие стороны могут быть направлены к медиатору на предварительную беседу, но сама Примирительная встреча проводится только в случае согласия на нее конфлик-тующих сторон. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей).
5.3. Переговоры со сторонами конфликта, родителями и должностными лицами проводят медиаторы (ведущие восстановительных программ) РЦП.
5.4. Если конфликтующие стороны не достигли возраста 14 лет, примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей).
5.5 Медиаторы (ведущие восстановительных программ) могут работать парами.
5.6 Специалисты РЦП самостоятельно определяют сроки и этапы проведения про-граммы в каждом отдельном случае, согласовывая с участниками конфликт-ной/криминальной ситуации.
5.7. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты при согласии сторон фиксируются в примирительном договоре между сторонами.
5.8.  РЦП имеет право предоставить копию договора между сторонами конфликта и информацию о его выполнении для дополнительной характеристики материалов дела и личности нарушителя в уполномоченные инстанции.
5.9.  Информация, полученная в ходе проведения медиации является конфиденциаль-ной за исключением подписанного сторонами примирительного договора, который мо-жет быть передан в заинтересованные инстанции (суд, КДНиЗП, администрации я обра-зовательные учреждения и пр.) для вынесения адекватного решения по данной ситуации.
5.10. Специалисты РЦП осуществляют контроль над выполнением обязательств, отраженных в договоре между сторонами, но не несут ответственность за их выполне-ние. При возникновении проблем в выполнении обязательств, РЦП организует анализ трудностей и обсуждение путей их преодоления.
5.11. В случае необходимости служба примирения содействует социальной, педаго-гической, правовой и психологической помощи участникам восстановительной про-граммы, а также по возможности организует поддержку со стороны ближайшего соци-ального окружения как важного ресурса изменения ситуации.
5.12. РЦП может привлекать дополнительных специалистов с целью организации реабилитационного пространства для сторон конфликта.
5.13. В случае если программа примирения проводилась с несовершеннолетним, в отношении которого возбуждено уголовное дело, примирительный договор может быть приобщен к материалам дела вместе с документами, дополнительно характеризующих личность обвиняемого и подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба, а также иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного по-терпевшему.

6. Заключительные положения
6.1 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения директором Цен-тра или вышестоящим органом образования города Москвы.

 


Версия для печати

Новости и анонсы

19 мая 2014 года

Минитренинг «Диагностика этапа развития конфликта» пройдет 23 мая в 18-30 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., 95. Тренинг ведет Светлана Сатикова - доцент кафедры менеджмента НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, преподаватель СПбГУ, бизнес-тренер, практикующий медиатор.

Подробнее

25 марта 2014 года

5 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге состоится семинар на тему «Практика медиации: актуальные вопросы, эффективные методики». Ведущая семинара Ширяева Юлия Викторовна

Подробнее

10 марта 2014 года

Интерактивный семинар-тренинг «Семейная медиация и консультирование» с использованием видеозаписи, дискуссий, структурированных упражнений, ролевых игр, работы в малых группах поройдет в Санкт-Петербурге с 3 по 6 апреля 2014 года. Ведущий - Е.Н. Иванова

Подробнее

5 февраля 2014 года

Советник Ресурсного Центра медиации Дмитрий Давыденко выступил по приглашению Университета города Нагоя (Япония) на международном симпозиуме, посвященном практике разрешения конфликтов и споров, в том числе – в ракурсе правового регулирования экономики.

Подробнее

11 декабря 2013 года

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2013г. N 1026 к компетенции Министерства юстиции отнесены формирование и ведение Реестра медиаторов и Реестра организаций, обеспечивающих проведение медиации, госрегистрация и ликвидация таких организаций, а также выдача свидетельств медиатора и оказание содействия в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, имеющих указанные свидетельства.

Подробнее

23 ноября 2013 года

26 ноября 2013 года в Уфе пройдет представительный круглый стол на тему «Альтернативные способы разрешения и урегулирования гражданско-правовых споров». Стороны обсудят планы внедрения в Башкортостане процедуры медиации.

Подробнее

31 октября 2013 года

НП «Лига медиаторов» с 06 по 08 декабря 2013 года проводит тренинг «Практика конфликтологического консультирования». Навыки полученные в тренинге, применимы в организации медиации и в её проведении. Ведущие: Андреева О.А., Карпенко Л.Г. и Леонтьева О.В.

Подробнее

30 октября 2013 года

21-22 ноября 2013 года в Иркутске пройдут научно-практическая конференция «Проблемы внедрения альтернативных способов урегулирования споров в деятельности органов исполнительной власти и судов» и Международная научно-практическая конференция «Сибирь: Европа и Азия – диалог о медиации».

Подробнее

29 октября 2013 года

Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ и Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей с 30 октября по 01 ноября 2013 года проводят 1-й модуль подготовки профессиональных медиаторов.

Подробнее

26 октября 2013 года

Тренинг Института практической медиации НП «Лига медиаторов» (проводит Е.Н.Иванова) «Преодоление непродуктивных стереотипов партнеров и клиентов» состоится 11 ноября 2013 года в 19:00 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр. 100

Подробнее

10 октября 2013 года

Круглый стол «Медиация и гармонизация межнациональных отношений» состоится в ИЗиСП при Правительстве РФ 16 октября 2013 года. Примерные вопросы для обсуждения: - Каким требованиям должен отвечать медиатор в межнациональных / межкультурных конфликтах, чтобы ему доверяли стороны и участники конфликта? - Чему и как нужно обучить медиатора, чтобы он мог эффективно работать с межнациональными конфликтами? - Понятие «независимости» и «нейтральности» медиатора в межнациональных конфликтах: что это и как это можно обеспечить на практике и др.

Подробнее

1 октября 2013 года

Вышла книга Дмитрия Давыденко "Примирительные процедуры в европейской правовой традиции". В книге рассматриваются как теоретические основы медиации (понятие, принципы, виды, модели), так и практические вопросы (организация, правовое регулирование медиации, условия, основания и порядок обращения к медиатору, порядок проведения процедуры медиации, функции медиатора, сущность, особенности заключения и исполнения медиативного соглашения), а также проблемы судебной медиации, медиации в нотариальной деятельности, медиации в практике иных юрисдикционных органов.

Подробнее
© 2011-2013. Ресурсный Центр медиации